110 лет!

15 октября по новому стилю, 28 октября по старому... В эту «раздвоенную» революциями и реформами прошлого дату ровно 110 лет назад в тогда ещё юном кинематографическом мире произошло Событие! В этот день 1908 года компанией «А. Дранковъ и Ко» была представлена зрителям «Понизовая вольница» – самая первая в истории российская игровая лента. Это день стал днём рождения всего русского художественного кинематографа! К 20 ноября 1908 года «Вольницу» смогла увидеть вся Россия (верней, города, в которых имелись на тот киноисторический момент театры-синематографы)! Сегодня в «Телемании» – об этом удивительном событии и не только...       Французы правят бал
    В первые годы XX века в Российской империи на правах первооткрывателей синематографа правили бал французы, в изобилии поставлявшие на утеху публики экзотические видовые сюжеты, примитивные зрелища-феерии и непритязательные комедийные короткометражки (полнометражных фильмов в то время не было вообще). Даже намётки документального кино делались французами: в мае 1896 года специальный корреспондент братьев Люмьер Камилл Серф запечатлел на плёнке коронацию Николая II.     В том же году в Петербурге на Невском проспекте был открыт и первый в стране кинотеатр.       Русские кинопионеры
    Вскоре кинохроника в России получила довольно широкое развитие. Однако, начиная с 1905 года, пронырливых французских киноделяг начали теснить хозяева страны. Имя тем бессмертным отечественным кинопионерам – Александр Алексеевич Ханжонков и Александр Осипович Дранков.     Первый – потомственный дворянин войска Донского, подъесаул. В невероятно короткое время (всего за два-три года) Ханжонков создал национальный кинематограф. Его не смутило засилье иностранных кинофирм на отечественном рынке. Ханжонков первым понял, что ни одно прокатное дело, ни один кинопромышленник в России не сможет иметь успех без отечественных картин и хроник.     Второй – Александр Дранков, танцор, профессиональный фотограф и журналист, увлёкся cinema, основал свою компанию или, как тогда её называли, киноателье «А. Дранковъ и Ко» и начал свою съёмочную карьеру как создатель документального российского кино. В последствии он сам и его операторы всегда были участниками всех крупных событий в обеих российских столицах до самой революции 1917 года.     Самым сенсационным успехом Дранкова в жанре документалистики стала первая киносъёмка Льва Николаевича Толстого (1908). Не сумев получить разрешения норовистого графа на проведение съёмки, Дранков спрятался с камерой в саду усадьбы Толстых в деревянном... туалете! Через фигурную прорезь двери снял гуляющего писателя. Эти редчайшие съёмки Толстого отлично сохранились и до сих пор используются документалистами и телевизионщиками разных стран!       Первый художественный
    В 1907 году Дранков предпринял попытку съёмок первого русского художественного фильма «Борис Годунов». По ряду производственных причин он так и не был закончен, хотя снятые для него материалы демонстрировались в кинотеатрах в том же 1907 году под названием «Сцены из боярской жизни». Разумеется, это были разрозненные эпизоды, представляющие собой скорее киноаттракцион, нежели фильм.     Ситуация с отечественным игровым (художественным) кино круто изменилась уже на следующий год. В июне 1908 года был запущен, как сегодня бы сказали, проект продюсера, оператора Александра Дранкова и режиссёра Владимира Ромашкова под названием «Понизовая вольница». Любопытно, что «Вольница» поначалу задумывалась даже не как фильм, а киноиллюстрация к театральной постановке о мятежном правдоискателе Степане Разине. Знаменитый петербургский театральный режиссёр (впоследствии ушедший в кино) Василий Гончаров обратился за помощью в киноателье «А. Дранков и Ко». Предприимчивый глава фирмы убедил известного театрала, что на этом же материале следует сделать полноценный фильм. В результате помимо театральной постановки будет ещё и кинотеатральная. Ударили по рукам.       Как «Вольницу» снимали
    В первых числах июля 1908 года неподалёку от Петербурга, на берегах озера Разлив, начались съёмки картины «Понизовая вольница». На главную роль атамана Стеньки Разина пригласили актёра Евгения Петрова-Краевского, в остальных задействовали артистов из труппы Петербургского народного дома.     Сюжет картины представлял собой своеобразную экранизацию известной песни Дмитрия Садовникова «Из-за острова на стрежень». Сценарий был написан всё тем же «заказчиком» – театралом Василием Гончаровым.     Знаменитый разбойник Стенька Разин и его ватага одержали победу над персами. Атаман взял в плен красавицу-персиянку и страстно её полюбил. Из-за того, что разинцы разгромили Царицын и Астрахань, их преследуют стрельцы. Стенька ведёт ватагу на Дон, но из-за княжны (на экране она выглядит полнотелой и не очень молодой девицей) постоянно останавливается для гулянок... Чем всё закончилось, известно всякому знакомому с текстом популярной песни. Замечу, что финал, в котором могучий Разин поднимает довольно увесистую княжну над головой и бросает её в воду, снята «спецэффектом» – монтажная склейка скрывает момент, когда актрису подменяют манекеном.     Вся «Понизовая вольница» была снята и смонтирована длинными кадрами и общими планами. Если говорить честно, то режиссура оставляла желать лучшего: актёры беспорядочно бегают в кадре, широко размахивая руками. Сюжет развивался только благодаря титрам, подробно сообщающим зрителю, как понимать следующий эпизод. Общий хронометраж картины составил... 8 минут! Впрочем, для лент того времени это было в порядке вещей.       Первая русская фильма
    В то время слово «фильм» было женского рода. «Понизовая вольница» (демонстрировалась также под названием «Стенька Разин») вышла в прокат 15 (28) октября 1908 года и была встречена очень тепло как зрителями, так и не слишком искушённой критикой. Тем более картину Дранкова и Ромашкова сопровождала ещё одна сенсация. «Вольница» стала первым фильмом в русской истории, показ которого сопровождался оригинальным звуком! Вместе с плёнкой кинотеатры приобретали также граммофонную запись музыки, написанной известным композитором Н.М. Ипполитовым-Ивановым для постановки одноименной пьесы Василия Гончарова в театре «Аквариум», и – первый случай нарушения кинопроизводителем авторских прав! – Дранков не заключил формальный договор ни с автором сценария, ни с автором музыки.       Первая синемареклама
    Следующим фильмом ателье Дранкова стала первая российская кинокомедия «Усердный денщик» (1908), имевшая немалый успех у публики. Новатор Дранков также придумал новый вид кинорекламы: первый начал выпускать открытки с кадрами из своих фильмов и помещать сцены из них на афишах, чего до него не делал никто в мире.       Сериалы – дело русских!
    Итак, русское художественное кино родилось. С первых лет своего существования оно стало дарить зрителям сюрприз за сюрпризом. Так, одной из первых стран в мире Россия «изобрела»... сериалы! Всё тот же Александр Дранков приступил к выпуску отечественных детективных киноциклов. Снятый в его ателье многосерийный фильм «Сонька – Золотая Ручка» (1914–1915) пользовался беспрецедентным успехом у массовой публики.       Новая сенсация
    Коллега Дранкова и его вечный конкурент по цеху Александр Ханжонков занимался первыми научно-популярными, учебными фильмами. В 1911 году он произвёл сенсацию – первый в мире полнометражный (1 час 40 минут) масштабный военно-исторический фильм «Оборона Севастополя». Картина с использованием комбинированных съёмок и массовки в несколько тысяч солдат и офицеров, а также морских судов Черноморского флота была снята по Высочайшему соизволению Николая II.     После премьеры 14 ноября 1911 года в Большом зале Московской консерватории, куда были приглашены для «озвучивания» большой симфонический оркестр и огромный хор певчих, «Оборона Севастополя» была немедленно раскуплена всеми странами, имеющими кинотеатры. Сегодня, в XXI веке, этот исторический фильм А. Ханжонкова смотрится не иначе, как самый настоящий «блокбастер».     Разумеется, как и всякий фильм, «Оборона» не обошлась и без курьёзов. Так, на премьерном показе ленты царской семье в эпизоде, когда обречённый корабль «Три Святителя» погружался под воду, и уже отплывала вёсельная шлюпка со спасённой иконой Николая Чудотворца, из-за экрана оркестр грянул разухабистый плясовой мотив «Барыни». А когда на бастионе вокруг барышни-маркитантки плясали матросы, пошёл молитвенный мотив «Спаси, Господи»...     Художественное кино русской киношколы – полнометражные, зрелищные широкомасштабные картины, сериалы, научно-популярные фильмы, а затем и первую в мире объёмную мультипликацию (мультфильм 1911 года «Стрекоза и муравей», режиссёр Владислав Старевич) – всё это щедро подарил миру российский кинематограф начала XX века. Ныне ему 110 лет!           Сергей Балахнин
 
По теме
Рисунки участников выставки «Нарисуй мечту» Фото пресс-службы Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю С 22 марта по 1 апреля 2024 года в художественной школе «Графика» города Читы при содействии Управлен
Луу hарые (апрель) олонхи нютагуудта хуа хагданай hара гэдэг байгаа. Саhан хайлажа дүүрээд, шулбы хаташоод, шэмэ шүүhэгүй хагдан, малай бэлшэжэ эдеэлхэдэ, хоол хомор болоно.
Забайкальский край является одним из пяти регионов Дальневосточного Федерального округа, где установлены ежемесячные выплаты гражданам, родившимся в довоенный период и в годы Великой Отечественной войны.
JPG Файл - УМВД Забайкальского края Сотрудники Управления по контролю за оборотом наркотиков УМВД России по Забайкальскому краю провели ряд профилактических мероприятий, направленных на информирование граждан о вреде запрещенных веществ.
УМВД Забайкальского края
«Ярмарка здоровья» приехала в Нерчинский район - Единая Россия Источник фото: ЗРО партии "Единая Россия" Квалифицированные медицинские консультации оказываются жителям района в течение двух дней в рамках партийного проекта «Здоровое будущее».
Единая Россия
Врачи ГУЗ «ККБ» отмечены Почетными грамотами краевого Минздрава - ГУЗ ККБ Врач отделения травматологии – ортопедии Алексей Попко и заведующий отделением нейрохирургии Михаил Алферьев отмечены Почетными грамотами Министерства здравоохранения Забайкальского края за свою высокопрофессиональную ра
ГУЗ ККБ
Выставка-предостережение «Россия против террора» - ЗКУНБ им А.С. Пушкина В Забайкальской краевой библиотеке им. А. С. Пушкина в связи с трагическими событиями, произошедшими в концертном зале «Крокус Сити Холл» (Красногорск), начала работу выставка-предостережение «Россия против террора».
ЗКУНБ им А.С. Пушкина
«Диктант Победы» пройдет в Забайкалье 26 апреля - Администрация Забайкальского края В России международное масштабное тестирование на знание истории Великой Отечественной войны посвятят 80-летию полного освобождения Ленинграда, выходу советских войск на границы СССР, юбилеям писателей-фронтовиков,
Администрация Забайкальского края
Космический КВН «Поехали!» Путь к звёздам» - Агинская краевая библиотека Человек с древних времен предпринимал шаги к изучению космических далей. До научно-технических достижений XX века возможность полета в космос представлялась лишь картинкой из фантастических фильмов,
Агинская краевая библиотека