Крымские «дикари»

В день выборов президента забайкальцы танцевали «Севастопольский вальс» (в Чите прошла акция к четырёхлетию воссоединения Крыма с Россией). Танцами земляки не ограничились – активно исследуют полуостров. Есть среди наших постоянных читателей пожилой мужчина, признавшийся как-то: «Продал дачу и старенькую технику, зато второй год отдыхаю в Крыму, как… человек». Но если преклонный возраст требует всё же санаторных условий, молодёжь отправляется на черноморское побережье с хорошими кедами и палаткой. Фрагменты дневника таких смельчаков (молодой супружеской пары), как средство от весенней хандры, как запал для собственных будущих путешествий, представляем вашему вниманию.       9 сентября 2017
    Утро в Бахчисарае началось с доносящегося из мечети эха азана. Волна звука, как луч света, проникала сквозь темноту ко всему живому в спящем городе. Эхо пробуждало, благословляя каждого жителя на новый день. И как будто с небес, ото сна, ты опускаешься на землю, и в комнате тебя уже ждёт первый луч солнечного света. Вдали начинают лаять собаки, и вскоре под окном мы слышим соло петуха с плавным переходом в дуэт с петухом из соседнего двора. Позже эту музыкальную композицию оркестра петушиных голосов, пробуждающего весь земной город, завершает победное клокотание курицы.     Мы встали в 6 часов под пение очередного исполнителя хитов неизвестной нам птахи. В 7 отправились к Чуфут-Кале. Сегодня нас ожидает две достопримечательности – Свято-Успенский пещерный монастырь и пещерный город. Наш путь пролегал из центра города по узкой улочке, вьющейся змейкой среди прижавшихся к скалам каменных ограждений и домов. У монастыря оказались примерно через час. Перед нами белая «жемчужина» в обрамлении серого камня! Прозрачный утренний свет создаёт ощущение невесомости, чистоты обители веры.     Немного задержавшись, отправляемся дальше по лесной дороге среди деревьев, вдоль шумной речушки. Когда вышли из леса, нас ожидали широкие объятия таинственной местности, центром которой является каменный город Чуфут-Кале. Ослепленные солнцем, мы поднялись в гору, и оказались у ворот древнего города. Вход – через билетную кассу. Через кассу – в другое, прошлое время (представляете?!), где, кажется, ещё слышны голоса людей, эхо многочисленных ударов подошв о каменистую поверхность дороги, шорох спешных шагов по ступенькам опустевших лестниц, звук воды, перелившейся в кувшины, скрежет колес тяжёлых телег и фырканье животных...     Ничего этого, конечно, уже нет. Осталось только пение птиц. На пост хозяев города заступили неслышные ящерицы. Как духи ранее происходящего, они внезапно появляются на поверхности горячих камней и исчезают в их трещинах – своих обителях тайн и темноты.     Мы гуляли по запрятанным тропам среди остатков жилищ и разросшихся кустарников. В какой-то момент тропу мне пересекла вьющаяся чёрная лента – гадюка скользнула с тёплых камней в кусты!     Мы вышли из крепости в 12.30. На обратном пути вниз нам встречались толпы туристов с гидами. Прохладная дорога усыпана лавками с сувенирами и крымскими травами. За то время, пока мы были в древнем городе, что-то изменилось, и до монастыря мы шли вдоль шумной реки поднимающихся туристов к Чуфут-Кале.     14 часов. Водитель рейсового автобуса зазывал народ на экстремальную поездку по городу всего за 12 рублей. Мы остановились у сувенирной лавки с турками и кофейными наборами, но турки показались нам неаккуратными, и от них не веяло душевным теплом мастера. До центра города доехали на автобусе, с тем самым водителем, по действительно экстремальной дороге (когда шли пешком, она казалась просто вьющейся змейкой).     Немного отдохнув в домике, пошли на прогулку в Ханский дворец. По пути нас обогнал невзрачный мужчина с растрёпанными волосами, в прошорканных джинсах и старой изношенной рубахе, за ним тянулся шлейф аромата лаванды. Я подумала, насколько Бахчисарай пропитан этими запахами...     Сходили на экскурсию во дворец, там я сделала для себя открытие, почему лавочные сувениры не привлекают моё внимание: за витринами мы созерцали разную утварь, среди которых находились искусно выполненные турки, а украшения затмили все дальнейшие попытки очаровываться подобием восточных украшений, которыми были завалены прилавки.     При выходе встретился всё тот же мужчина, обогнавший нас по пути. В его взъерошенных волосах играли лучи заходящего солнца, и оттого, несмотря на то, что мужчина был хмурым, казалось, он светился. Мы купили у него пучок лаванды, которая несёт в себе память об этой встрече с обычным жителем полюбившегося мне города Бахчисарай.     В семь вечера мы вернулись.     На закате из Ханского дворца до нас доносилась звуки концерта татарской музыки. Позже запели сверчки. Прекрасное завершение дня.       10 сентября
    Это было очередное прекрасное утро.     Минуя узкие улочки Бахчисарая, мы оказались на лесной тропинке. Светало. Низкие лучи солнца выглядывали из-за горизонта, скользили утренним светом сквозь траву и иголки пушистых сосен.     Тропинка вилась среди деревьев, иногда она выводила нас на вершину холма и открывала панораму богатой оттенками зелени деревьев и кустарников. Неожиданно меняла свое направление, и мы снова оказывались в зарослях дубовой рощи. Дубы здесь довольно изящны, их стволы образуют гибкую пластику, создавая гармоничную, наполненную динамикой картину. Сквозь зелень ручейком льются тонкие лучики солнечного света и падают на тропинку, которая словно река, наполненная бликами света, выходит на открытую поверхность земли, и перед нами открывается вершина, на которой тихо дремлет старый город Тепе-Кермен. Местность богата пением птиц, неожиданными шорохами в траве, большими белыми грибами и ароматом крымских растений.     Мы с большим удовольствием поднялись к цели. Заглянули под спящие веки некогда оживлённого города. Ящерицы сопровождали нас по полуразрушенным, местами заросшим зеленью ступенькам. Они игриво ныряли и снова появлялись из глубоких морщин старца, который в 19 веке окончательно погрузился в сон, а жизнь ящериц стала его еле заметным дыханием.     Спускались вниз по другой тропе. Мелкие камни бусинами сыпались под ногами. Казалось, провожающим нас ящерицам это нравилось, они наперегонки то появлялись, то исчезали из сухой реки, которую мы потревожили подошвами своих ботинок.     Через некоторое время мы оказались на трассе. Закончилась вода, очень хотелось пить. Минуя село Машино, мы оказались у Качи-Кальона (пещерного монастыря Святой Анастасии), но перед этим немного отдохнули у прохладной реки, я несколько минут стояла в воде, и усталость ушла.     Берег украшен ракушками, свисающими с уже пожухшей от них травы. Такой «наряд» носит и Тепе-Кермен, его тропы усыпаны причудливыми природными украшениями. Мы добрались до Качи-Кальона. На вершине, у бисерного храма, купили квасу.     Обратный путь – на автобусе. Купили еду в деревне.     Сейчас 17 часов, помылись. Я стираю. Сейчас пойдём варить ужин.     Вечер был прекрасным. Виктор, у которого мы снимали номер, весь вечер пел, играл на гитаре и гармошке. Это был один из замечательных сольных концертов, которые я слышала, и приняла его, как подарок. Мы отдохнули, поели, подстригли шёрстку очень пушистого любимца Виктора и Светланы.     Завтра мы уезжаем. И не могу на страничке не выразить огромную благодарность тем, кто нам показал гостеприимство, солнечное настроение, уют, тёплое отношение к приезжим туристам – крымчанам Светлане и Виктору. И, конечно, котику Кузе.           Юлия Каткова (Пляскина)

По теме
Следователи второго отдела по расследованию особо важных дел следственного управления СК России по Забайкальскому краю завершили расследование уголовного дела в отношении заместителя директора муниципального бюджетного у
📌Причины возникновения пожаров тривиальны –чаще всего это человеческая безответственность, помноженная на штормовой ветер.
В целях подготовки к пожароопасному сезону 2024 года для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с природными и техногенными пожарами,
В дежурную часть МО МВД России ««Петровск-Забайкальский»» поступило заявление от 37-летнего жителя села Малета о том, что неизвестный угнал автомашину «Тойота Марк 2».
Прокуратура Тунгокоченского района поддержала в суде государственное обвинение по уголовному делу в отношении 26-летнего жителя села Верх-Усугли.
С наступлением устойчивой теплой погоды, к сожалению, на территории краевого центра участились случаи пожаров сухой травы мусора.
В Краевой клинической больнице проведено обучение для ответственных за противопожарную безопасность - ГУЗ ККБ Первый заместитель председателя Всероссийского добровольного пожарного общества по Забайкальскому краю Евгений Вологдин рассказал руководителям структурных подразделений о требованиях российского законодательства в отнош
ГУЗ ККБ
Заболевания сетчатки и зрительного нерва могут привести к потере зрения - ГУЗ ККБ К ним относятся: глаукома, диабетическая ретинопатия, макулярная дегенерация, дистрофии сетчатки, злокачественные и доброкачественные новообразования в структурах глаза, тромбы коронарных артерий или центральной вены глаза,
Врач-кардиолог ответит на вопросы забайкальцев о заболеваниях сердца в ходе горячей линии «Позвоните доктору» - Министерство здравоохранения Горячая линия «Позвоните доктору» пройдет 29 марта с 14.00 до 15.00. Врач-кардиолог краевой клинической больницы Алексей Пронин ответит на вопросы забайкальцев о профилактике, диагностике, лечении заболеваний сердца,
Министерство здравоохранения
Учил видеть прекрасное в обыденном - Агинская краевая библиотека 31 марта исполнилось бы 85 лет художнику, педагогу, Отличнику народного просвещения РФ, Заслуженному деятелю искусств Забайкальского края Доржи Гомбоевичу Гомбоеву.
Агинская краевая библиотека
Я приду лучом рассвета...    - Город Чита Так называется поэтический сборник Людмилы Мутовиной, презентация которого состоялась недавно в библиотеке №23 города Читы.
Город Чита
Книжная выставка «Читаем Граубина вместе» - Агинская краевая библиотека Краеведческая литература — это особая литература в фондах библиотек, благодаря которой можно узнать историю, познакомиться с писателями и поэтами своего края, своей малой родины.