Штрихи к портрету. Дмитрий Павленко

На третий Забайкальский международный кинофестиваль в столицу Читы в тёплые майские дни приехали звёзды российского и мирового кинематографа, Они не только привезли свои фильмы, но и стали участниками многочисленных встреч с забайкальцами. Чита гостеприимно принимала актеров, режиссеров и прочих деятелей искусства. Среди гостей столицы Забайкалья были и наши земляки.

Дмитрий Павленко - российский актёр театра и кино. Родился в 1971 году в посёлке Солонечный Газ-Заводского района Читинской области. Окончил среднюю школу №38 г. Читы. В 1989 году поступил в высшее театральное училище им. М.С. Щепкина на курс к В.А. Сафронову. С 1993 года - актёр Московского театра имени М.Н. Ермоловой. Сыграл более чем в 50 фильмах и в 30 спектаклях.

Фрагмент из фильма "Чистые ключи"
Журналистка: Я бы хотела взять у вас интервью.
Рокер ( Павленко): — Я не даю интервью. Я презираю журналистов и вообще людей!


В действительности Дмитрий Павленко, актёр театра им. Ермоловой, к журналистам относится вполне лояльно. А для людей он работает, в этом — смысл его профессии - радовать зрителя.

Дмитрий, здравствуйте! Рада приветствовать вас в нашем городе! Вы впервые приехали в Забайкалье, на свою родину, в новом качестве — как актер, на третий Забайкальский международный кинофестиваль. Какие чувства испытываете?

- Сложно сформулировать. Качество необычное, для меня это большая радость. Радость от встречи с земляками.

Дмитрий, когда вы собирались в Читу, как решали, что покажете землякам?

- Мне позвонили заранее. Попросили номер. Хотели что-то необычное. Я выбрал Вертинского "Танго магнолии" под ансамбль народных инструментов им. Будашкина. Сергей Колядин — мой одноклассник. Получилось, мне кажется, симпатично. С Сережей мы встретились за день до выступления, с его замечательным ансамблем. И я пока не спел, конечно, не спал. Ложился спать, а песня звучала.

Как начинался ваш творческий путь? Как получилось, что мальчик из Забайкалья оказался в Москве и стал актером?

- Я изначально не хотел стать артистом, было страшно: это болезнь - быть артистом. Того, что артисты не живут своей жизнью, и большое количество текста, который произносит актёр - это казалось невероятным, мучительным, сложным. Хотя мы с мамой ходили в детстве в ДК машзавода и смотрели фильмы Тарковского, Феллини, Бергмана, которые не шли в тот момент на экранах. Зародилась идея попробовать себя в режиссуре. Когда я не поступил в Иркутский университет, вернулся домой, мама сказала - иди в культпросветучилище и слава Богу! У меня были хорошие педагоги - Татьяна Ивановна Чумакова и Марина Владимировна Скрябина, они меня в правильном русле развивали. И однажды Чумакова сказала: " Дима, попробуй поступить в театральный вуз на актерское мастерство". Я стал готовиться. МЫ сделали с ней огромный репертуар - проза, басни, стихи.

Дмитрий, а сложно ли было поступить в театральное училище?

- Конечно, если бы не мои родители, это сделать было бы сложно - я дважды выезжал в Москву — дорогое удовольствие. Сначала шок от поступления - я на 12 килограммов похудел, усох от нервного стресса и потрясений. Когда я на конкурс пришел, прочитал стихи, мне говорят "Вы хорошо двигаетесь, говорят, покажите, пожалуйста". И я, закрыв глаза, стал импровизировать. "Ладно, не будем вас мучить". Я подумал, что мое поступление на этом закончилось, но на следующий день увидел себя в списках!

И как потом, мысли насчет того, что приходится жить чужой жизнью не посещали?
 
- Они всегда посещают. Актерская профессия — это все равно чужие жизни, разные образы, которые ты на себя примеряешь. Но в этом есть положительное — проходишь сквозь это, как нож сквозь масло, и получаешь хороший опыт.
В этом году уже 20 лет, как я в театре. После института вдруг оказывается, что ты никому не нужен. Оказывается, что во всех театрах полно артистов, много вузов, которые готовят артистов. У Вахтанговского есть Щука, у Малого — Щепка, выпускаются каждый год. Я сначала попал в "Сферу", мне показалось, что все хорошо складывалось - снимался в "Азбуке любви".

Потом показ в Ермоловском театре, причем показывал со свом другом Дмитрием Орловским. Я объявил: "Сейчас — отрывок "Калигула". Режиссер Левинский заметил, что это интересно. Удачно прошел наш отрывок. На тот момент в театре шел "Калигула", нашумевший и модный. Я понравился, потом меня узнал Андрей Максимов, он ставил "Борис Годунов". Он ведущий канала "Культура" и "Времечко". Так я попал в театр Еромоловой. Позвонил, сказали, что моего друга не взяли, а меня. В то время был Фокин, он, к сожалению, уже уходил. Театр был разделен на две группы - одна - Международный центр им. Ермоловой, куда я попал, другая - театр им. Ермоловой. Познакомился с Левинским, потрясающим режиссёром, который меня как артиста довоспитал. В правильном ключе театральном. У меня сразу были большие роли, только в "Борисе Годунове" маленькая. В "Воспитаннице" Островского, где я играл пьяницу, который появляется в одном эпизоде, удачно его сыграл и пошло-поехало. Потом главные роли, большие - все у Левинского. Началось со "Свадьбы", потом "Мещанская свадьба" Брехта, потом был "Дон Жуан", спектакль начинается на пустой сцене, которая постепенно обрастает выгородкой, потом очертания декораций. Левинский - минималист, его любят критики, столько позитивной критики редко у кого бывает. Играл в "Женитьбе" Подколесина, один из последних спектаклей "Свадьба Кречинского" - его номинировали на "Золотую маску" по трем номинациям.

Дмитрий, в названиях спектаклей, где вы заняты, очень часто встречаются слова "свадьба", "женитьба". А ваша свадьба, какой она была? Где вы встретили свою супругу?

- Мы знакомы со студенчества. Причём, когда я увидел Наташу, она ещё не училась. Мы встретились в театре на Таганке. Я только поступил, мы пришли смотреть "Федру", и один из моих однокурсников был с Наташей в студии. Она мне сразу понравилась, что-то мимолётное. Наташа поступила в школу-студию МХАТ, а в театр Табаков её взял, когда она училась на подготовительных курсах. И мы все говорили, какие красивые девчонки. Табаков - мастер подбирать девчонок, они у него всегда красивые. А они смотрели и говорили, какие парни в Щепке. Смотрели года два. Потом познакомились на студенческой тусовке и с тех пор вместе.



Вместе играть приходится?

- Да, конечно. Тоже смешная история. Сначала играли жениха и невесту. У Левинского в студии в спектакле "Гувернер". Я соблазнял Наташу, она соблазнённая ученица была. Потом стали играть брата и сестру.

Дмитрий, а то, что вы на одной сцене с женой постоянно встречаетесь - это мешает семейным отношениям или, напротив, помогает?

- Нам не мешает. Я часто слышу вопрос удивлённый, как вы с одной женой, да ещё в одном театре, да ещё в одном спектакле. У меня проблем не возникало. И непонимания не возникало.

Вы дома дискутируете по поводу ролей?

- Однажды, возвращаясь домой, Наташа сказала: "Давай не будем дома говорить о театре". Мы пришли домой, стали ужинать, минут пять молчали, а потом стали говорить... о театре. Это не работа - это образ жизни, это то, что крутится у тебя в голове, с чем ложишься спать, с чем встаёшь. Эти роли снятся во сне. Какой-то бесконечный процесс.

Больше вам по душе играть в театре или в кино сниматься?

- Профессия одна, но вещи разные. Кино - это одно удовольствие. Театр - другое, для артиста чуть большее. Потому что артисты переживают жизнь на сцене два часа. Удовольствие получаешь от общения с материалом, партнёрами, со зрителями. А кино - это кусочки. Раз отыграл.

Скажите, а всегда ли вас устраивает качество сценариев, которые вам предлагают? Бывает, что отказывались?

- Были работы, когда отказывался.

А вы удовлетворены своей работой?

- Мы недавно этот вопрос обсуждали с партнёром по сцене Володей Зайцевым, он сказал, что только три спектакля может отметить за всю жизнь - а ему за 50 лет. Мы же понимаем, что нет предела совершенству, мы же только стремимся к нему. В театре у меня таких работ больше, а в кино по пальцам можно сосчитать. В кино какие - "Солдатский Декамерон". В целом фильм очень симпатичный. Мы с Андреем Прошкиным обсуждали - самая любимая его работа там. В Венгрии фильм был замечательный - "Бог с тобой", он был фестивальным. Удовольствие от работы с материалом он оставил. "Азбука любви", "Елена" Звягинцева. Там роль была небольшая. Мы сделали семь дублей. Андрей все время мне говорил, что мол, не из-за тебя. Он бесконечно передвигал камеру, менял кадр. И вдруг что-то призошло, такой звук лопнувшей струны. Андрей спросил - "Ты почувствовал?" "Да!" Это на тактильном уровне, на уровне тонких энергетических ощущений.
А история там была — умер человек, я приехал освидетельствовать смерть, должен был написать диагноз настоящей медицинской терминологией, а текст мне дали на площадке. Я его должен был быстро написать, держать его при этом в голове и писать медицинским почерком, чтобы никто не понимал, что я пишу. И общаться с партнершей моей замечательной — Надей Маркиной.

Расскажите, какие ваши любимые роли?

- Из последних работ - "Карамель" - там замечательная партнерша, тоже сибирячка Оля Тумайкина. Много радости от работы было в этом сериале.
Летом прошлым снимался в фильме "Контуженный" - говорят, он по-другому будет называться. "Свободное плавание" с Машей Берсеневой. Я мечтаю заняться театральной режиссурой, у меня есть идеи, которые я бы хотел осуществить, надеюсь, это получится.

А роли есть, которые хотелось бы сыграть?

- Есть, конечно, такие роли. Типа, я бы хотел сыграть Гамлета. Но время прошло. У нас в этом году ставят его, когда я узнал, даже занервничал. Был приглашен молодой артист, мальчик. Моя жена смеялась и говорила: "В зеркало посмотри, какой ты Гамлет, в лучшем случае — Клавдий". Наверное, она права. Когда я был студент, Гамлета доверяли очень взрослым, состоявшимся артистам, а сейчас я подошел к некоему возрасту, мастерству актерскому, но все как-то изменилось. Молодым дают, чтобы возраст совпадал, это наверное, правильно.

А вы сами общаетесь с молодыми?

- Два года назад я преподавал в ГИТИСЕ, меня пригласил молй приятель, преподавал у Владимира Фокина, пригласил Григорий Лифанов. Это большое удовольствие. Я год отработал бесплатно. С другой стороны — большая занятость по времени. Когда ты входишь в это состояние преподавательское, ты зажигаешься. Я поймал себя на мысли, что не уставал.

Наверное, есть, что сказать?

- Я подозреваю, что это как компьютерные игры - погрузишься в атмосферу и сутками сидишь. Режиссура - это такая же область.

Расскажите, пожалуйста, немного о своей семье.

- Я родился в творческой семье. Мама - режиссёр "ГТРК Чита" Надежда Павленко, у нее своя программа "Московский тракт", замечательные фильмы снимают об истории Забайкалья, о природе. У неё большое количество всевозможных призов, выезды на фестивали, она - мастер своего дела, и я ей бесконечно удивляюсь. Как много она знает и находит интересного материала для зрителя. Мне кажется, за документальным кино - большое будущее, потому что зритель устал от дурной продукции телевидения - ток-шоу, безумные сериалы, страшилки. Я когда спрашиваю людей, что они смотрят, они отвечают, что документальные фильмы о природе Би-БИ-СИ. Слава Богу, появляется российское документальное кино, но его очень мало на экранах, западной продукции намного больше, чем российской.

Папа у меня замечательный учёный, доктор геолого-минералогических наук, профессор, преподаватель, делится со студентами своими знаниями, пишет книги научные, трактаты по геологии. Папа с детства увлечён музыкой - это удивительно, как в человеке сочетаются разные вещи - геология, музыка, стихи.   А сестра Лена - она тоже творческий, начитанный человек, постоянно учится, всю жизнь учится. Вся семья такая.

А в Москве - жена - актриса, дочь - учится в балетном училище. Есть замечательное заведение МГАХ - Московская государственная академия хореографии. У Полины очень сложная жизнь. Она постоянно занимается, у неё нет такого детства, как у других детей, когда есть свободное время, которое можно потратить на что-то. Полина была чуть обделена, но с другой стороны, когда она поступила в училище, мы это обсуждали с М. Борисовым - это известный ведущий режиссёр, актёр, он очень хорошую фразу сказал: "А что потом она с этим детством делать будет?" Это абсолютно точно, потому что сейчас Полине 15 лет, она из школы переходит в училище, отлично сдаёт экзамены за пятый балетный класс по мастерству хореографии. Первые шаги, первые успехи. Я считаю, что у неё правильная судьба, она - большая фанатка своего дела. У нас с утра до вечера балет.

А вы можете поделиться своими творческими планами?

- Когда-то в молодости много рассказывал, и они не сбывались. Я не буду — скажешь, а оно раз — и улетело.

Дмитрий, фестиваль такого уровня — сложное дело? Я имею в виду организацию? Хотели бы сказать особо о ком-то из организаторов?

- О, это на самом деле удивительные люди, которые собрались и своим энтузиазмом сделали такой замечательный фестиваль. Шкулев, Грешилов, Михайлов и другая компания землячества — все замечательные мужики, люди, которые на пустом месте все придумали.

А как вас встретили?

- Поражён ещё теми людьми которые нас принимали, встречали. Правильно Хотиненко сказал, что таких волонтёров нет нигде в мире.

А забайкальцы, на ваш взгляд, чем отличаются?

- Выясняется, что более душевные.

Вы же сами отсюда родом. Есть ли у вас чувство гордости, когда вы ощутили такой теплый прием?

- Я постоянно ощущаю гордость за свой край, даже если бы я не был на фестивале. Это очень трогательно, очень радушно, все актеры говорили, что такого приема, как в Забайкалье, не встречали нигде. Только можно восхититься и порадоваться за родную Читу и Забайкалье. Можно пожелать только благосостояния — чтобы люди могли пользоваться тем, что есть вокруг, природой. Не губили ее, сохраняли историю, традиции и любили друг друга, искали гармонию в жизни и радости.

Дмитрий, большое спасибо вам за беседу, ждём ещё в гости!

- Спасибо!

В передаче использованы фрагменты из фильмов и спектаклей: "Чистые ключи", "Бог с Тобой", "Солдатский Декамерон","Азбука любви", "Солдаты", "Последний бой майора Пугачева", "Карамель", "Нанолюбовь", "Свадьба", "Елена", "Свадьбу Кречинского", "Женитьба".

Марина Мисютина , Надежда Павленко

 
По теме
Забайкальский край является одним из пяти регионов Дальневосточного Федерального округа, где установлены ежемесячные выплаты гражданам, родившимся в довоенный период и в годы Великой Отечественной войны.
Н.В. Гоголь - гениальный мастер поэтического слова. Он создал великие произведения, покоряющие глубиной и правдивостью своих образов, силой творческого обобщения жизни, художественным совершенством.
Сотрудники Агинской краевой библиотеки им.Ц. Жамцарано создали аудио версию рассказов из книги Арсалана Жамбалона «Илалтын замаар…».
Министерством финансов Забайкальского края осуществлено финансирование расходов на капитальный ремонт Борзинского районного краеведческого музея в сумме 3,0 млн.
Ежегодно, в рамках Недели детской книги, в отделе детской литературы Агинской краевой библиотеки им.Ц.Жамцарано», проходит традиционный литературный конкурс среди 3-х классов школ посёлка Агинское,
В Краевой клинической больнице проведено обучение для ответственных за противопожарную безопасность - ГУЗ ККБ Первый заместитель председателя Всероссийского добровольного пожарного общества по Забайкальскому краю Евгений Вологдин рассказал руководителям структурных подразделений о требованиях российского законодательства в отнош
ГУЗ ККБ
Заболевания сетчатки и зрительного нерва могут привести к потере зрения - ГУЗ ККБ К ним относятся: глаукома, диабетическая ретинопатия, макулярная дегенерация, дистрофии сетчатки, злокачественные и доброкачественные новообразования в структурах глаза, тромбы коронарных артерий или центральной вены глаза,
ГУЗ ККБ
Врач-кардиолог ответит на вопросы забайкальцев о заболеваниях сердца в ходе горячей линии «Позвоните доктору» - Министерство здравоохранения Горячая линия «Позвоните доктору» пройдет 29 марта с 14.00 до 15.00. Врач-кардиолог краевой клинической больницы Алексей Пронин ответит на вопросы забайкальцев о профилактике, диагностике, лечении заболеваний сердца,
Министерство здравоохранения
Учил видеть прекрасное в обыденном - Агинская краевая библиотека 31 марта исполнилось бы 85 лет художнику, педагогу, Отличнику народного просвещения РФ, Заслуженному деятелю искусств Забайкальского края Доржи Гомбоевичу Гомбоеву.
Агинская краевая библиотека
Я приду лучом рассвета...    - Город Чита Так называется поэтический сборник Людмилы Мутовиной, презентация которого состоялась недавно в библиотеке №23 города Читы.
Город Чита
Книжная выставка «Читаем Граубина вместе» - Агинская краевая библиотека Краеведческая литература — это особая литература в фондах библиотек, благодаря которой можно узнать историю, познакомиться с писателями и поэтами своего края, своей малой родины.
Агинская краевая библиотека