Служебный осенний роман... Часть 1

Фильмы, которые мы можем смотреть дважды, трижды, десятки и даже сотни раз. Открывать с каждым просмотром что-то новое для себя или переживать каждый раз чувства: от ненависти и гнева до любви и ощущения счастья. Или смотрим в ...цатый раз фильм для хорошего настроения, улыбки и веры, что всё будет хорошо не только у главных героев кинокартины, но и у тех, кто её смотрит.     40 и ещё одну осень назад на экраны нашей страны вышел один из таких фильмов, ставший классикой кинематографа СССР, и всё это время он продолжает и продолжает пересматриваться нами, зрителями, по вышеперечисленным причинам в …цатый раз. В 41-ю осень со дня его премьеры в «Телемании» говорим об этом фильме – шедевре режиссёра Эльдара Рязанова, блистательной лирической народной комедии «Служебный роман».       «Сослуживцы» ради денег, а затем...
    Началась вся эта служебно-статистическо-лирическая и местами комическо-ироническая история в далёком марте 1971 года. Шестого числа закадычные друзья и коллеги Эмиль Брагинский и Эльдар Рязанов стремясь поначалу только в желании подзаработать, принялись писать комедийную пьесу для театра и написали таковую всего за 20 дней. Пока писали, о деньгах... забыли. Увлеклись до того, что вскоре уже не авторы «управляли» персонажами, а герои пьесы, как вспоминал Рязанов, «вели нас за ручки». Назвали драматурги своё творение  «Сослуживцы». А уже спустя три месяца над похождениями доброго недотёпы – некоего Новосельцева, мечтающего о тёплом местечке главы отдела статистики «лёгонькой промышленности», и «Мымры» – товарища Калугиной в дебютной постановке молодого режиссёра Бориса Кондратьева хохотали зрители московского театра им. Маяковского. Калугину играла актриса Галина Анисимова, Новосельцева – Борис Ливенсон, Самохвалова – Евгений Лазарев. Пьеса оказалась настолько популярной, что её взяли в свой постоянный репертуар более полутора сотен театров СССР.     Интересно, что в то время над «Сослуживцами» хохотали и читинские зрители, поскольку пьеса Брагинского и Рязанова также шла и на сцене тогда нового, недавно открытого Читинского областного драмтеатра.       Фильм начался с «выражений»
    В 1973 году на популярную пьесу стали «облизываться» работники Центрального телевидения СССР и в конце концов сняли свою версию в исполнении всё тех же актёров театра им. Маяковского. В течение нескольких лет «Сослуживцы» (см. фото главных героев телеспектакля) демонстрировались на миллионах голубых экранов. Однако авторов, и особенно Рязанова, такое театральное кино не устраивало. И это было мягко сказано. Как профессионального кинорежиссёра, его крайне раздражали примитивные телевизионные кадры одного и того же сценического пространства, отсутствие полноценного монтажа изображения и т.д. Каждый раз, когда в телеэфире шли «Сослуживцы» Эльдар Александрович в узком кругу друзей и коллег высказывал в непарламентских выражениях своё мнение о творении телевизионщиков.     Выход был только один – сделать собственную полноценную экранизацию, хотя изначально авторы писали произведение только для театра.     Вторым мотивом этого решения было также давнее желание Рязанова поработать с Алисой Фрейндлих – именно в ней режиссёр видел идеальный образ Людмилы Прокофьевны Калугиной. «Если Алиса согласиться – фильму быть», – сказал сам себе весной 1976 года режиссёр и отправился в Ленинград, где актриса работала в театре имени Ленсовета.       «Двойная» жизнь Фрейндлих
    Рязанов умудрился сломить сопротивление руководства и заполучил приму труппы театра Алису Бруновну, которая с радостью согласилась сниматься, но при условии, что по первому требованию он будет отпускать её в Ленинград на репетиции и спектакли. Слово Рязанов дал, но вскоре задумался: как снимать фильм, если актриса будет мотаться между Ленинградом и Москвой? Авось обойдётся?     Не тут-то было. В недалёком будущем, когда уже начались съёмки, как назло, Фрейндлих пришлось постоянно отлучаться в театр. Отдыхать актрисе удавалось только в поезде. Во время съёмочного процесса Рязанов всячески оберегал свою любимицу, позволяя ей поспать в перерывах между дублями. А гримёры, прежде чем наложить Алисе Бруновне грим, делали ей специальные маски и примочки, чтобы актриса выглядела свежей и выспавшейся...       О руководящей Золушке
    В конце мая 1976 года руководство «Мосфильма» приняло киносценарий «Сослуживцев» без каких-либо поправок. Поначалу проект носил рабочее название «Сказка о руководящей Золушке», но вскоре был переименован в «Служебный роман» и запушен в производство.       Из «Зигзага» и «Иронии» – в «Роман»
    Интересно, что «Служебный роман» стал первым в истории отечественного кино фильмом, где исполнителей главных ролей режиссёр наметил ещё до написания сценария, а затем сразу утвердил без каких-либо предварительных проб. Худсовет «Мосфильма» также одобрил все кандидатуры, предложенные Рязановым.     Актёрский состав был «зарезервирован» давно: Фрейндлих пробовалась ещё в картинах «Гусарская баллада» (для Шурочки Азаровой оказалась слишком женственной) и «Зигзаг удачи» (не смогла сниматься, поскольку ждала ребёнка). Басилашвили и Немоляева пробовались на главные роли в «Иронии судьбы», Мягков и Ахеджакова непосредственно снялись в новогодней комедии. Незабываемый образ собирательницы взносов, общественницы Шуры, которую «выдвинули, а потом забыли задвинуть обратно», было поручено воплотить актрисе театра «Современник» Людмиле Ивановой, которая тоже когда-то проходила пробы в рязановском «Зигзаге удачи». Любопытно, что Иванова в действительности была председателем театрального месткома и очень хорошо знала эту работу. Как и её героиня, Шура, с большим энтузиазмом занималась общественными делами, потому этот персонаж и получился таким запоминающимся.       Рождение Мымры
    Прежде чем приступить к съёмкам, требовалось найти подходящий образ Мымры, директорши Людмилы Прокофьевны Калугиной. Не каждая актриса с хорошими внешними данными согласится себя уродовать в кадре. Фрейндлих, как и положено великим актрисам, согласилась. Перекрасилась в тёмную шатенку, зализала «живенько» волосы, влезла в кошмарный мешковатый, «гунявый», как обозвали в съёмочной группе коричневый костюм на размер больше нужного и в уродливые башмаки. А довершил облик Мымры оператор-постановщик Владимир Нахабцев: он принёс из дома древние массивные роговые очки, которые носил его папа.     И когда Алиса Бруновна их надела, то стало всем понятно – Мымра готова появиться на площадке.       «Статистика» из трёх частей
    Но прежде чем приступить к работе над первыми кадрами картины, киногруппе пришлось «сконструировать» главную, как сейчас говорят, локацию – Статистическое Учреждение, на территории которого происходил почти весь «роман». «Конструкция» получилась из трёх частей: «роль» фасада и входа в учреждение «исполнило» вполне реальное здание Министерства морского и речного флота СССР (ныне здесь находится федеральное агентство того же профиля). Все внутренние помещения (включая кабинеты Калугиной, Самохвалова и зал заседаний) представляли собой декорации, построенные в павильонах «Мосфильма». Ну и, наконец, третья часть «конструкции» – оригинальный выход из кабинета Калугиной на крышу с импровизированным садиком...     Интересно, что уютненькая крыша с цветочными горшками и ящиками не была декорацией, а самой настоящей, и находилась в... нескольких километрах от директорского кабинета «учреждения», на высоте девяти этажей. И вообще, в другой части Москвы. Под её кровлей тогда располагалась редакция журнала «Вопросы литературы»... Сам дом был постройки 1913 года. В то время такие редкие высотные девятиэтажки называли «тучерезами», и, что интересно, на крыше – продолжении кабинета Калугиной, тогда находились ресторан, картинная галерея и... съёмочный павильон кинофирмы «Товарищество В. Венгеров и В. Гардин». Входная плата в наверх была 20 копеек, с 17 часов вечера туда можно было подняться на лифте. В 21:00 на крыше начинал играть оркестр...       Сослуживцы: кому где жить?
    Режиссёр подумал и о том, где расселить главных героев будущего фильма – расселить не абы как, а согласно их социально-производственному статусу и рангу. Так, главу Учреждения статистики Калугину «поселили» в Центральном районе Москвы, на улице им. Герцена, 43 (ныне Большая Никитская улица) в одну из элитных многоэтажных «башен», которые в 1973 году были специально возведены для руководителей организаций, предприятий и видных деятелей искусства и науки.     Зам. Мымры, товарищ Самохвалов (О. Басилашвили), «занял» жилплощадь на улице им. Горького (ныне Тверская). В этом престижном доме в реальности проживала министр культуры Е. Фурцева, известные академики и военные генеральские чины.     Анатолию Ефремовичу Новосельцеву режиссёр «выделил» скромное местечко в дореволюционном жилом строении от 1894 года – бывшем доме торговца резиновыми изделиями Карла Мейера, что находился между проспектом Мира и улицей Новослободской. А добрую подругу и сослуживицу Новосельцева Рыжову вообще «поселили» в Подмосковье.     Съёмки картины «Служебный роман» начались 5 сентября 1976 года.     Вражеский реквизит. На ком пахать надо? Свирепый муж-байкер. Смерть Бубликова с последующими неизвестными событиями. Ужас впервые запевших. Правда об удалённых сценах «Служебного романа» и нечеловеческих «актёрах». Криминал на съёмках. Китайцы и Шура. «У природы нет плохой погоды»: у песни были другие слова! Продолжение истории появления шедевра Э. Рязанова «Служебный роман» – в следующей нашей встрече.           Сергей БАЛАХНИН
 
По теме
Сегодня мы продолжаем знакомиться с историей появления легендарной лирическо- «статистической», осеннеслужебно-романтической, поистине народной комедии не менее легендарного режиссёра Эльдара Рязанова «Служебный роман».
25.09.2018
 
 
Подарок для поклонников классической музыки «Амадей-гений» предлагает приобрести Россельхозбанк - Забайкальское информационное агентство Монету «Амадей-гений», с портретом австрийского композитора Амадея Моцарта, оценят музыканты и поклонники классической музыки.
23.10.2018
0 0 Двенадцать начинающих живописцев и фотографов представят Забайкальский край на Всероссийском фестивале юных художников "Уникум", который пройдет в Санкт-Петербурге в ноябре.
23.10.2018
В Чите сотрудники полиции при помощи работников частного охранного предприятия задержали подозреваемых в попытке кражи оргтехники из стоматологической клиники.
23.10.2018 УМВД по Забайкальскому краю
Около полудня 17 октября в Керчи (Республика Крым) 18-летний студент четвёртого курса техникума Владислав Росляков подорвал взрывное устройство в столовой, где в тот момент было полно учащихся.
23.10.2018 Газета Земля
Под таким названием 9 октября в Забайкальском краеведческом музее открылась выставка, экспонаты которой рассказывают о большой и очень насыщенной жизни и работе старейшего коллектива главного радио и телевидения края.
16.10.2018 Газета Земля
В октябре в Борзе открылся обновлённый кинотеатр «Восток» на 120 зрителей – его оснастили цифровой кинопроекционной аппаратурой.
16.10.2018 Газета Земля
Уголовное дело о пропаже малолетней девочки передано в отдел по расследованию особо важных дел краевого следственного управления - Следственный комитет Следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Забайкальскому краю продолжается расследование уголовного дела, возбужденного по признакам преступления, предусмотренного п. «в» ч. 2 ст.
22.10.2018 Следственный комитет
Как сообщили в комитете по финансам администрации городского округа «Город Чита», поступившие в бюджет города с 11 по 17 октября 2018 г. доходы были распределены следующим образом: На перечисление аванса, отпускных за октябрь,
22.10.2018 Администрация г.Чита