Александр Леснянский: Иногда и я тоже – «фотохудожник»

Лет 6-7 назад было «модно быть ди-джеем». Открывали школы, ставили ди-джейские пульты по магазинам и кафе, каждый третий молодой человек бросался словами «бочка» и «скретчинг», каждый второй кричал в ухо на дискотеке: «Сейчас круто свёл!» О том, что сегодня модно быть фотографом, говорят и интернет-мемы. Главное – запостить себе в альбом фотографию кирпичной стены или грустных девушек, сжимающих обеими руками чашку. Но стена стене рознь.

Мы начинаем серию интервью с фотографами, которые умеют переворачивать внутри всё с ног на голову и расставлять чувства зрителя в нужном порядке. Их фотографии имеют не только цвет. Они звучат скрежетом железной решётки, говорливыми и шумными базарами, едва слышным далёким ворчанием сверчка. Они пахнут втоптанным в сырую землю жёлтым листом, дорогими духами в растрёпанных волосах, промозглым весенним утром или терпкой полынью.

  • О том, что такое «неживой снимок» и чем притягивает первозданный пейзаж, рассказывает Александр Леснянский.

    - Как вы пришли в фотографию? Долгим ли был этот путь?

    - В фотографию у меня было два «прихода». Первый раз, точно помню, когда учился в четвёртом классе. Был фотокружок, фотоаппарат «Смена 8М» - многие с него начинали, и первый восторг от проявляющихся «из ничего» изображений на белом листке фотобумаги, опущенной в раствор. С тех пор я постоянно фотографировал, учась и в школе, и в институте. В 1980 году я приехал в Читу, и тут случилось «второе пришествие». Я пришёл в народный фотоклуб «Даурия» и стал его членом. Клуб дал мне очень многое в плане учебы и понимания фотографии. И вот только с той поры я начал постепенно превращаться из фотолюбителя в фотографа. «Даурии» давно уже нет, но мой процесс превращения продолжается и по сей день.

    - Есть ли или была фотография, с которой любовь к съёмке стала для вас очевидна? Есть ли фотография, за которой стоит история для внуков и правнуков? Зависит ли «знаковость» фотографии от места, где был сделан снимок, или времени года или суток?

    - Любовь к фотографии?.. Наверное, она рождается из тех первых удачных снимков, которые нравятся не только тебе самому, но и другим людям. Успех – это хороший стимул для продолжения творчества. Среди моих фотографий есть и такие, что называется «для семейного альбома». Но и в этом случае я стремлюсь создать художественные работы, запечатлеть в них и время, и семейную историю. Скажу больше: несколько таких снимков я включил в книгу «На берегах Читы и Ингоды», изданную в прошлом году. Среди них есть прекрасные фотографии нашей внучки Эвелины. Вот вам и пожалуйста: история для будущих Леснянских.

    Зависит ли знаковость… Это смотря, что сфотографировано. Если это высадка космонавтов на Луну, то, наверное, важно, где это снято: в павильоне Голливуда, или на Луне. А если это удачный снимок домашней кошки, то без разницы, что там за окном: зима или лето (улыбается) .

    - Называете ли вы съёмку работой? Можете ли вы работать среди других фотографов или вам нужно личное пространство? Нужно ли вам оставаться «наедине» с закатным солнцем, моделью?

    - Меня раньше удивляло, как это художник не стесняется писать этюд на глазах у народа. Я бы не смог. Про фотографов я так никогда не думал. Теперь мне совершенно понятно, что если художник - профессионал, то его не может смутить присутствие публики. У меня тоже нет такой проблемы. Ни коллеги, ни зрители в работе не помеха.

    - Что притягивает сильнее: пейзажная съёмка или жанровая? Почему?

    - В начале своего увлечения фотографией я не переносил присутствия в кадре людей, домов и улиц - если, конечно, это не фото на память. Ценность фотографии заключалась для меня в отсутствии на снимке всей этой мирской суеты. Мне нравился чистый, первозданный пейзаж. Впрочем, это не мешало мне попутно снимать и жанр, и всё остальное. И, кстати, первый заметный успех принес мне один жанровый снимок под названием «В чужом городе». Работа экспонировалась на выставке в Москве и была опубликован в журнале «Журналист». Тем не менее, совершенно точно, что в своём «раннем периоде» я был откровенно «заточен» на пейзаж.

    Из журнальной статьи: «Хождение за Байкал» – выставка работ читинских фотожурналистов – появилась в Москве вскоре после выставки казанской группы «Тасма». Тема неустроенности человеческих судеб звучит и в работе А. Леснянского «В чужом городе». Серый городской день, на исходе лета. Странно несовместимы с хмуростью этого дня белые столики и ажурные стулья открытого кафе. Для сидящей здесь пожилой женщины этот город – чужой и пристанище в нем временно, неустойчиво, непрочно. В незамысловатом на первый взгляд этюде слышится нота человеческого одиночества». Татьяна Максимова, «Журналист», №12, 1988 год

    Я и сейчас, пожалуй, пейзажной фотографии отдаю приоритет. Но с каких-то пор мне очень полюбились и деревенские дома, и поваленные заборы. С большим удовольствием снимаю и жанровые сцены, и портреты людей - причём не только за границей. Нравится замечать какие-то детали, фактуры, цветовые пятна. Вообще в нашем мире всё достойно внимания. А пейзаж преобладает, возможно, потому что из всех жанров больше всего опыта у меня именно в нём, и всё-таки природу я люблю больше, чем город.

    Тратите ли вы время на обработку фотографии? Верно ли утверждение, что хорошему фотографу фотошоп не нужен?

    - Фотошоп нужен всем. А хорошему фотографу – тем более! Это основной инструмент, который необходим после съёмки, и вообще это на сегодняшний день ничем не превзойдённый фоторедактор. Не совсем точное сравнение, но фотошоп – это как химические растворы и всяческие манипуляции с отпечатком в плёночной фотографии. Другое дело, что можно фотошопом не только улучшить, но и ухудшить оригинал. Но, так ведь бывает во всём: скальпелем можно и спасти, и зарезать пациента. Разные кадры требуют разного времени на обработку. На редактирование одного снимка у меня уходит времени от нескольких минут до нескольких часов. Чаще обработка измеряется, всё-таки, минутами.

    Есть ли отличия в понятиях фотограф и фотохудожник, и к кому бы вы отнесли себя?

    - Наверное, всё-таки фотограф. Хотя творческая организация, в которой я состою с 2001 года, называется «Союз фотохудожников России». Разницу, я думаю, никто не сможет объяснить так, чтобы все с этим объяснением согласились. Можно, конечно порассуждать… Мне вот недавно пришла такая мысль. Иногда фотографию приходится собирать из нескольких снимков. Я не имею ввиду грубый фотомонтаж - коллаж, а хочу сказать о другом творческом методе. Ставится штатив и снимается один и тот же сюжет, но с разными параметрами. Это делается для того, чтобы разные участки кадра - небо, вода, отражение, человеческая фигура и так далее - были сняты в соответствии с задуманной идеей. Одним кадром это не всегда удаётся сделать, а снять «по частям» и собрать – возможно. А вот для того, чтобы технично, правдоподобно, гармонично собрать фрагменты воедино, нужно быть художником. А результат можно назвать «фотокартиной». Следовательно, и автор – фотохудожник. Иногда и я тоже – «фотохудожник» (улыбается) .

    - Можете ли вы как-то категоризировать свои фотографии? Отнести их к жанру travel-фотографии, например?

    - Могу! Каждую фотографию легко отнести к какому-то определенному жанру. Труднее всего с понятием «travel-photo». Вроде бы понятно о чём речь, но если задумаешься, то тут же сразу – и не понятно. Travel-photo – это фото в путешествии.

    А если я снял в путешествии портрет, то, что это теперь уже не портрет? А пейзаж – уже не пейзаж?

    А если я слез с велосипеда, надел макро-кольцо и сфотографировал навозного жука во весь кадр, это что будет, – travel-maсro?

    - Некоторым фотографиям вы даёте комментарии-названия: «Ядерный восход», «Дыхание зимы», «Майская непогода», а некоторым достаются только географические указания: «Такла-Макан», «Мыс Бурхан», «Байкал» и прочее. Зависит ли это от чего-то, или как в голову взбредёт? А если зависит, то от чего?

    - Это зависит и от содержания снимка, и от ситуации, и от моего настроения. Но в целом общее правило: я стараюсь избегать помпезных высокопарных названий. Глупо, на мой взгляд, фотографии в большей степени документального содержания, нежели скрывающей некий глубинный смысл, давать вычурное название. Например, не люблю, когда ландшафтный, просто красивый снимок - пусть даже какой-нибудь закатный или туманный - восторженно подписывают: «Рождение зари».

    Или, скажем, портрет морщинистого индийского крестьянина называют: «Следы времени». Да напиши ты просто: «Индия. Калькутта, 2009», – тебя и так прекрасно поймут. Другое дело, – когда снимок достоин или нуждается в словесной поддержке - это я определяю сам, по своему настроению. Тогда можно и «Ядерный рассвет». Ну, и в ситуации, если ты готовишь карточку на выставку или на продажу, – это уже маркетинг. Тут можно и «Дыхание зимы». Но, грань разумной помпезности стараюсь и тут не переступать (улыбается) .

    – Студийная съёмка — нравится или нет? Кажутся ли вам фотографии из студий несколько неживыми?

    - Пользуясь удобным случаем, хочу «передать привет» всем, кто купил фотоаппарат и тут же побежал в студию снимать голых женщин. После первой же карточки владельцы фотоаппаратов думают, что они фотохудожники, голые женщины думают, что они – фотомодели, а зрители думают, что всё это и есть искусство. А те, у кого нет студии, побежали на рельсы снимать голых женщин на шпалах зимой.

    Вот эти карточки мне кажутся «неживыми». Да и вообще это не фотографии, а всего лишь изображения, полученные при помощи фотоаппарата. Точно так же, как не всё то стихи, что написано в рифму, не всё то песня, что спето под музыку, не всё то музыка, что попса… ну, и так далее.

    Так вот, не всё то – мёртвое, что снято в студии. Наоборот, если работает настоящий мастер, то часто без студии просто не обойтись. Это очень сложный, творческий и ответственный процесс – съёмка в студии. Я его люблю, и каждый раз немного побаиваюсь. В последнее время бояться случается редко – в студии почти не снимаю.

    - Что вы ещё не сняли, но обязательно снимите? Что вы ещё не сняли и пока не готовы - «к такой красоте/такому лицу нужно уметь подступиться, у меня пока не хватает навыков»? Какие работы каких фотографов вы бы повесили у себя дома?

    - Отвечать, что я «ещё не снял», это все равно, что перечислять страны, города и деревни в которых я ещё не был. Я бы и рад везде побывать, но не уверен, что смогу прожить так долго. Да и жена не отпустит - сколько можно не жить дома?! (улыбается) .

    Из реальных планов: я придумал, как снять «Храм ворота» на Алханае. Его миллион раз уже фотографировали, а у меня есть идея… И ещё, если говорить о Забайкальском крае, я намерен продолжать фотографическую съёмку во всех уголках этой территории – огромной, красивой и всё ещё малоизвестной большинству даже самих забайкальцев.

    У меня дома на стенах из фотографий висят лишь несколько семейных снимков. И, вряд ли появятся фотоработы на другую тему. Но, гипотетически я бы повесил жанровые работы или портреты известнейшего американца Steve McCurry и пейзажи Mike Reyfman - тоже американца, но русского (советского) происхождения.

    - Что для вас фотография на данном жизненном этапе? Вариантов много: от источника заработка до поиска истины?

    - Было время «на заре Перестройки», когда после развала геологии - я работал геологом - я мечтал, что с помощью своего увлечения фотографией смогу обеспечить мою семью. На самом деле, лишь в последние лет десять, наверное, я реально стал зарабатывать фотографией. То есть, она стала отчасти моей профессией. Именно отчасти. Потому всё равно фотография остаётся для меня творчеством, увлечением, а материальный доход от неё – не самоцель, а лишь приятное и весомое приложение (улыбается) .

    Подготовила Елена Романова

    Фото: Александр Леснянский

     
    По теме
    Следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Забайкальскому краю возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст.
    Краснокаменская межрайонная прокуратура поддержала в суде государственное обвинение по уголовному делу в отношении 33-летнего жителя Краснокаменска.
        9 февраля 2024 года Читинским районным судом Забайкальского края вынесен обвинительный приговор в отношении Дисковца А.И., за покушение на убийство бывшей супруги.
    Фото: Telegram-канал Фонда "Защитники Отечества" Забайкалья Участник фотопроекта «Отец героя» Юрий Уваров рассказал о своем сыне Алексее, который погиб на СВО во время минометного обстрела боевиков.
    ​Герои тыла: Гуманитарную помощь отправили медучреждения города Краснокаменска на СВО - Министерство здравоохранения Стерильные перевязочные наборы, постельное белье, медицинские костюмы и маски направили забайкальским бойцам на передовую медучреждения Краснокаменска.
    Министерство здравоохранения
    За 7 неделю (с 12.02.2024 по 18.02.2024) по Забайкальскому краю зарегистрировано 101 случай COVID-19, показатель заболеваемости составил 10,2, что на 15,1 % меньше, чем на предыдущей неделе.
    Роспотребнадзор
    Музейщик стал экскурсоводом выставки «Россия» - Музейно-выставочный центр В профессиональный день многих музейщиков – День экскурсовода рассказываем об уникальном опыте работы сотрудника художественного музея Ирины Васильевой экскурсоводом на выставке «Россия».
    Музейно-выставочный центр
    Библиографический обзор выставки-коллажа «СЕМЕЙНОМУ ЧТЕНИЮ – НАШЕ ПОЧТЕНИЕ!» - ЗКУНБ им А.С. Пушкина В соответствии с Указом Президента РФ Владимира Владимировича Путина в целях популяризации государственной политики в сфере защиты семьи и сохранения традиционных семейных ценностей 2024 год в Российской Федерации объявл
    ЗКУНБ им А.С. Пушкина